Почему мы празднуем наступление нового года с 1 января?
До XV века отсчет нового года в России встречали в марте, затем в сентябре, а с 1699 года, по указу Петра Первого, праздновали 1 января.
В языческой Руси, до конца ХV века завершением годичного цикла считалась весна.Это было связано в славянском язычестве с культом плодородия, когда земля пробуждалась от зимнего сна — в марте, в день весеннего равноденствия.
С принятием православия обрядовая сторона встречи нового года, конечно, изменилась. В 1495 году Православной церковью этого праздник был официально назначен на 1 сентября. Празднование проводились в Кремле. Церемонию «О начатии нового лета» открывали патриарх и царь на соборной площади московского Кремля, шествие сопровождалось колокольным звоном.
С конца XVII века царь и свита выходили к народу в самых нарядных одеждах, то же было велено делать и боярам. Выбор пал на сентябрь, поскольку считалось, что именно в сентябре Бог сотворил мир. Празднование Нового года начиналось с церковной службы, а затем отмечали как любой другой праздник – с гостями, песнями, плясками и угощением. Назывался праздник — «Первый день во году».
Традиция сохранялась почти 200 лет. Перемены наступили после восхождения на престол Петра Алексеевича Романова. Молодой император свой приход начал с жесточайших реформ, направленных на искоренение старых традиций
.
Реформы коснулись и празднование Нового года. Путешествуя по Европе, вдохновился голландской манерой празднования Нового года: украшением домов ветками сосен, елей и можжевельника, разноцветными гирляндами, фейерверками, пальбой из пушек, неуемным весельем.
20 декабря 1699 года (по старому летоисчислению это был 7208 год), на пороге нового столетия, император издал указ, гласивший:
«…Волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700»
Указ был очень подробным:
- Как украшать свои дома и украшения не снимать до 7 января (Праздника Крещения)
- Во что одеваться.
- В полночь палить из пушек, стрелять из ружей и мушкетов.
- А на Красной площади устраивать грандиозный фейерверк.
- Бояр и служивых обязывали одевать венгерские кафтаны, а их жен и дочерей — в европейские платья.
Царь с ближайшим окружением, ряженные, измазанные сажей, объезжали знатные дома. Пили, ели, орали песни, напаивали хозяев до одури и ехали дальше.
6 января первые в российской истории «прозападные» торжества окончились в Москве крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументами.
Нововведения рушили веками установленный уклад, а новые правила выглядели неудобными и устрашающими.
Такой способ встречи Нового года повторялся каждую зиму, и постепенно все же прижились и новогодние елки, и полуночные пушечные залпы, и маскарады
С уважением Нина Дияшина !