Почему мы празднуем наступление нового года с 1 января?

Почему мы празднуем наступление нового года с 1 января?

До XV века отсчет  нового года в России  встречали в марте, затем в сентябре, а с 1699 года, по указу Петра Первого, праздновали 1 января.

 

В языческой Руси, до конца ХV  века завершением годичного цикла считалась весна.Это было связано в славянском язычестве с культом плодородия, когда земля пробуждалась от зимнего сна — в марте, в день весеннего равноденствия.

С принятием православия обрядовая сторона встречи нового года, конечно, изменилась. В 1495 году Православной церковью этого праздник  был официально назначен на 1 сентября. Празднование  проводились в Кремле. Церемонию «О начатии нового лета» открывали патриарх и царь на соборной площади московского Кремля, шествие сопровождалось колокольным звоном.

С конца XVII века царь и свита выходили к народу в самых нарядных одеждах, то же было велено делать и боярам. Выбор пал на сентябрь, поскольку считалось, что именно в сентябре Бог сотворил мир.  Празднование  Нового года начиналось с церковной службы, а затем отмечали как любой другой праздник – с гостями, песнями, плясками и угощением. Назывался  праздник — «Первый день во году».

Традиция сохранялась почти 200 лет. Перемены наступили  после восхождения на престол  Петра Алексеевича Романова.  Молодой император свой приход начал с жесточайших  реформ, направленных на искоренение старых традиций

.

Реформы коснулись и празднование Нового года. Путешествуя  по Европе, вдохновился голландской манерой празднования Нового года: украшением  домов ветками сосен, елей и можжевельника, разноцветными гирляндами, фейерверками, пальбой из пушек, неуемным весельем.

20 декабря 1699 года (по старому летоисчислению это был 7208 год), на пороге нового столетия, император издал указ, гласивший:

«…Волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700»

Указ был очень подробным:

  • Как украшать свои дома и украшения не снимать до 7 января (Праздника Крещения)
  • Во что одеваться.
  • В полночь палить из пушек, стрелять из ружей и мушкетов.
  • А на Красной площади устраивать грандиозный фейерверк.
  • Бояр и служивых обязывали одевать венгерские кафтаны, а их жен и дочерей — в европейские платья.

Царь с ближайшим окружением, ряженные, измазанные сажей, объезжали знатные дома. Пили,  ели, орали песни, напаивали хозяев до одури и ехали дальше.

6 января первые в российской истории «прозападные» торжества окончились в Москве крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументами.

Нововведения  рушили веками установленный уклад, а новые правила выглядели неудобными и устрашающими.

Такой способ встречи Нового года повторялся каждую зиму, и постепенно все же прижились и новогодние елки, и полуночные пушечные залпы, и маскарады

С  уважением Нина Дияшина !

Спасибо, что поделились статьей в социальных сетях !

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *